Болезни молочных желез

Заболевания молочных желез - самая распространенная патология у женщин репродуктивного возраста.
Это связано с тем, что в структуре молочной железы, в отличие от других органов - сердца, печени, поджелудочной железы, щитовидной железы и Т.д., отсутствуют специфические ткани, которые обеспечивали бы функцию жизнеобеспечения женщины, Состояние тканей молочной железы полностью зависит от обменных процессов в организме, и контролируется эндокринной системой.

Ткани молочной железы очень чувствительны к любым изменениям в организме: её железистая ткань - к содержанию гормонов к крови (щитовидной железы, гипофиза, яичников, надпочечников); жировая ткань молочных желез так же, как подкожная жировая клетчатка, накапливает токсины и шлаки; её соединительная ткань реагирует на состояние ферментных систем; в связи с развитой кровеносной и лимфатической системой молочной железы в неё попадают вирусы, бактерии, простейшие и продукты их жизнедеятельности.

Таким образом, состояние молочных желез зависит от функционального состояния внутренних органов, состояния иммунной системы и наличия хронических заболеваний. Длительное воздействие на организм различных вредоносных факторов ведет к развитию заболеваний молочных желез - мастопатиям ("мастос" - женская грудь, "патия" - патология). У 5% женщин развивается рак молочной железы.

Многие патологические процессы в этих случаях часто протекают бессимптомно. Но и проявление симптомов, таких, как предменструальное напряжение и боль в молочных железах, многими женщинами воспринимается как норма, хотя являются сигналами о наличии их заболевания.

Эндокринные отклонения, нарушения со стороны различных органов могут, проявляться лишь незначительным дискомфортом, периодическими нарушениями менструального цикла, на которые женщины часто не обращают внимания, но все эти процессы отражаются на состоянии молочной железы и могут проявляться дисгормональной гиперплазией железистых долек, фиброаденоматозом, образованием кист, выделениями из соска, нелактационными маститами, доброкачественными опухолями.

Своевременное лечение этих заболеваний, выявляемое в основном при профилактических осмотрах, позволяют предупредить развитие злокачественных опухолей. Даже при наличии наследственной предрасположенности к раку молочной железы, возможно, избежать этого заболевания проведением индивидуально подобранных профилактических и лечебных мероприятий.

Зависимость состояния молочной железы от функций других органов требует периодического тщательного осмотра маммолога. Определение типа выявляемых изменений их структуры и проведение соответствующего обследования позволяет своевременно выявить заболевание и назначить лечебные или профилактические мероприятия - индивидуальные для конкретного пациента. Обычно они основываются на диетологических принципах и принципах восстановительной медицины. Например, определяются специальные подходы к лечению скрытых инфекций, влияющих на состояние протоков молочных желез, и восстановительные мероприятия при ферментативной недостаточности и другой скрытой патологии, вызывающей риск возникновения заболевания молочных желез.

Установлено, что паразитарные инвазии провоцируют возникновение кист и воспалительных процессов в молочной железе. Именно эти проблемы могут быть единственными проявлениями гельминтоза.

Отдельного внимания заслуживает проблема лактации - кормления грудью.

Последние годы акушеры не рекомендуют сцеживать молоко после кормления младенца. Это привело к увеличению маститов в первые месяцы после родового периода. В значительной мере утерян опыт подготовки рожениц к кормлению и правильного отношения к процессу лактации. В результате, большое количество женщин в лучшем случае рано заканчивают кормление дитя по причине исчезновения молока, в худшем - доводят ситуацию до мастита или лактостаза (застоя молока в дольках молочной железы). Вследствие чего возможно образование доброкачественных уплотнений и возникновение необходимости, долгие годы с тревогой лечиться у маммолога.

Главное для женщины - это обращать внимание на сигналы своего тела и
обращаться за консультацией к специалисту. Легче предупредить заболевание, чем его лечить!

Послеродовый мастит (грудница)

Маммология Грудное вскармливание благотворно влияет на здоровье и развитие ребенка, а также на состояние. кормящей матери. Женское молоко содержит полноценный набор питательных компонентов (белков, жиров, углеводов, витаминов, защитных против инфекций факторов (иммунные тела) и др.), необходимых для ребенка, особенно в первые месяцы его жизни. Также известно, что кормление грудью - одно из важнейших условий нормального обратного развития (инволюции) послеродовой матки (масса ее во время беременности увеличивается более, чем в 20 раз). Кроме того, достаточно продолжительное кормление грудью (не менее 4-х месяцев и желательно - до годовалого возраста ребенка) предупреждает возникновение в будущем опухолевых процессов в молочных железах.

Маммология Грудное вскармливание резко нарушается, а нередко полностью прекращается из-за возникновения у матери так называемой грудницы, или мастита. Это заболевание наступает в результате инфицирования молочных желез (чаще стафилококком) в результате нарушения личной гигиены, наличия в организме очагов бактериальной и вирусной инфекции. Способствуют развитию воспалительного процесса трещины на сосках и застой молока в железе при неполном опорожнении груди от образовавшегося молока.

Заболевания молочных железМастит чаще возникает на второй или третьей неделях после родов. Это связано с тем, что в первые дни молока может вырабатываться больше, чем необходимо ребенку, и если после кормления женщина не сцеживается, то возможно образование застоя. Пока ребенок слабый, ему трудно высасывать молоко полностью, и в верхних отделах молочных желез (ближе к подмышечной области), где расположены наиболее активные
железистые дольки, остается молоко, формируется застой. Через трещины или с током крови в область застоя молока заносится инфекция, где беспрепятственно размножается, вызывая воспалительный процесс.

Послеродовый маститЗаболевание проявляется ухудшением самочувствия женщины. Появляется боль в пораженной молочной железе, затрудняется выделение молока при кормлении или при сцеживании: грудь увеличивается в объеме, кожа железы приобретает ярко-красную окраску, повышается температура тела, чему может предшествовать озноб.

При появлении этих симптомов ни в коем случае не следует  заниматься самолечением!
Надо помнить, чем раньше начато правильное лечение, тем быстрее удастся ликвидировать воспалительный процесс и не довести болезнь до оперативного вмешательства. В запущенных случаях требуется хирургическая операция.

Если при обнаружении признаков мастита вы не можете сразу попасть на прием маммолога, примите следующие меры:

1)    Прекратите кормление из заболевшей молочной железы и произведите
аккуратное сцеживание,
2)    Не разминайте и не массажируйте железу при остром воспалении,
3)    Приподнимите обе молочные железы с помощью укорочения бретелек
бюстгальтера,
4)    Не прибегайте к тепловым процедурам (в виде согревающего компресса или медовых лепешек).
5)    Ограничивайте прием жидкости до l-го литра в сутки
6)    Немедленно обращайтесь за консультацией к специалисту.

Важным мероприятием профилактики мастита является соблюдение часто забываемых правил личной гигиены!!!

Высокая квалификация специалиста маммолога клиники "Академия здоровья" (см. раздел "Наши специалисты") поможет Вам предупредить развитие всех видов заболеваний молочных желез, а в случае их возникновения - добиться быстрого и радикального выздоровления.

Брежнева Татьяна Владимировна - врач-маммолог высшей квалификации, обладает обширными знаниями и большим практическим опытом диагностики и лечения заболеваний молочных желез различного генеза, в т.ч. связанных с онкологическим процессом. Её 25-летний практический стаж врача - маммолога включает 10 лет работы хирургом на отделении опухолей молочных желез в Научно Исследовательского Института онкологии им.Н.Н.Петрова, и 15 лет - специалистом-консультантом в лечебных учреждениях города. Татьяна Владимировна является автором целого ряда научных трудов, посвященных совершенствованию диагностики и лечения больных с заболеваниями молочных желез. Один из них удостоен диплома Ассоциации Европейского сообщества врачей-маммологов.